Дарящие надежду

Бобик в печенках у Барбоса, или как не поссорить собак

*************************************

В преддверии проведения #ЁлкаНаФабрике, мы увидели в сети этот пост. А так как часто бывает, что к нам приходят за второй собачкой, то рекомендации на этот случай в посте даны очень ценные.

Прочитайте, пожалуйста! И приходите к нам на выставку-пристройство собак 8 декабря (подробнее http://www.ghope-catalog.ru/)

Текст — Виолетта Четина (www.facebook.com/veta.dogs/posts/2043078855776419)

*******************************

Когда мы берем в дом еще одну собаку, чаще всего мы хотим идиллии. Чтобы собаки дружили, развлекали друг друга, учились друг у друга только хорошему (ну ладно, пусть какой-нибудь маленькой безобидной шалости), и вообще наступили бы в отдельно взятой семье гармония и процветание.

Иногда так действительно получается. Бывают инфантильные и неиспорченные собаки, которые находят и без проблем друг друга и радостно принимают, быстро выстраивают взаимное доверие и не конфликтуют всерьез.
Но иногда происходит иначе. Вместо гармонии и процветания наступают хаос, сумятица и военное положение. Взаимное напряжение, нежелание ходить мимо друг друга, рыки, красноречивые взгляды, и, наконец, покусы и драки – увы, не такая уж и редкость, если просто взять и незатейливо запереть двух разных взрослых животных в клетке. То есть, простите, в квартире, но ведь на самом деле для собаки это практически одно и то же.

Чаще всего на моей памяти в таких ситуациях люди назначали «виноватой» ту собаку, которая у них уже была. Логично, ведь с точки зрения обывателя все так и выглядит: «новичок» весь такой со всей душой и безобидный, иногда, бедолага, еще и настрадавшийся после прежних хозяев или приюта… А «старичок» на пустом месте ведет себя, как самая настоящая задница: тиранит безобидного приемыша почем зря, явно его «ревнует», не пускает ни к игрушкам, ни к мискам, ни на диван, ни к хозяину. Как истеричка! Ну что за детский сад! Мог бы и поделиться, ну что за жадина, да? Очень по-человечески понятна и логична в этой ситуации обида на «старичка» и даже определенное разочарование по поводу его «некрасивого» поведения.

А с точки зрения вашего пса все выглядит немного иначе. Жил он себе спокойно, не тужил. Все в его мире было понятно и предсказуемо, а значит – безопасно. И тут появляется он. Новичок. Просто взял и пришел. Я его звал? Точно нет. Я предупреждал, что здесь занято и живет собачка? Тысячу раз да! А он все равно взял и приехал со своими чемоданами.

К счастью ли, к сожалению ли, собаки не могут осознать всю логику наших действий и увидеть все взаимосвязи. Наш пес не может понять, что мы увидели в ленте фотографию дворняжечки с невозможными глазами, пять раз рыдали, пока читали ее историю, и решили во что бы то ни стало ее спасти. Не может понять, что эту собаку привели мы, что это по нашей инициативе она сюда пришла, значит и вопросы надо задавать нам, а не ей (кстати, вопросы задавать собака тоже не умеет).

И, наконец, самая большая беда – наш пес не понимает, что у той собаки просто нет выбора. Она не может быть вежливой, держаться на расстоянии, обходить ресурсы, чтобы не спорить – просто потому, что в квартире одной-то собаке не развернуться! С точки зрения нашего «старичка», увы, это хамство.

И это даже если новая собака супервежливая и всячески пытается нашего «старичка» успокоить. «А чего ты лезешь тогда, если хочешь, чтобы я успокоился? Просто уйди!»

А если новая собака – бедовый инфантилушка, который в принципе не понимает, что это такое «не хочу общаться»? Она может лезть «старичку» на уши и игнорировать все его последние китайские предупреждения, а может пройтись по нему пешком, потому что это самый короткий путь к мячику. Ну не агрессор же? Совершенно не агрессор, с точки зрения людей, а очень даже миленькая собачка, «смотри, дурачок, как старается с тобой подружиться».

А если новая собака – достаточно наглая, уверенная в себе и опытная, чтобы вскоре после первичной адаптации начать прессовать старую? С нашей точки зрения агрессия – это когда рыки, оскалы, укусы и все такое. Но ведь встать в дверях и не пускать – это тоже агрессия. Или подойти, нависнуть и смотреть сверху вниз. Или оттереть от миски, от двери… От хозяина. Новая собака не рычит и не бросается, о нет, она просто идет и забирает себе ресурс, который всегда был доступен «старичку». Когда мы на это смотрим – нам кажется, что новая собака просто немного невоспитанная. Ну конечно, она же из приюта/с улицы/от плохих хозяев, где же взяться хорошему воспитанию? И когда наш «старичок» внезапно в один прекрасный момент взрывается и бросается на обидчика с зубами – нам, увы, кажется, что это он агрессор. Хотя эта агрессия – это попытка защитить хоть что-то свое, что еще осталось.

К сожалению, очень часто в такой ситуации «старичка» начинают «учить». Мол, раз он такой разбалованный, надо корону срочно сбивать. Это приводит к самым плачевным последствиям, от резкой эскалации агрессии и перехода к серьезным отчаянным дракам, до полной апатии и беспомощности «старичка». Самый безобидный вариант – если собаки после такой «семейной терапии» начнут друг друга игнорировать. Это в принципе приемлемо, но, согласитесь, бесконечно далеко от идиллических картин, на которых собачки вылизывают друг другу ушки и вместе едят одну косточку.

Итак, получается, что основные причины конфликта между старой и новой собакой следующие:
• Недостаток пространства, невозможность разойтись и спрятаться;
• Дефицит ресурсов (миски, игрушки, лежаки и т.д.) и их неудобное расположение;
• Негативный опыт общения между собаками, который накапливается и усложняет их взаимодействие.

Пройдемся по каждой из них и разберем, как можно нивелировать их влияние.

1. Проблема пространства.

Мы, люди, уже привыкли жить скученно. Даже нам это иногда доставляет дискомфорт, но мы хотя бы можем это для себя проговорить и понять – зачем здесь все эти люди и почему я их каждый день вижу. В условиях города мы зажаты в крохотных квартирах, окруженных со всех сторон другими такими же квартирами с соседями, а вокруг – сотни таких же домов. Концентрация людей совершенно немыслимая.

У многих есть опыт проживания на одной территории с человеком, который ну не совсем приятен. Не вполне. А если честно, то и вовсе неприятен. Семья, в которой кто-то с кем-то не дружит, или студенческое общежитие, или съемная комната – в общем-то, результат один: возвращаться домой не слишком хочется. Потому что часто ловишь себя на том, что испытываешь напряжение и нервничаешь, даже когда никакого взаимодействия с неприятным субъектом не происходит.

Уж если это некомфортно нам – представьте, каково собакам? Мы-то можем уйти на работу на весь день. Если совсем невыносимо, можем уйти из дома, поднапрячься и снять квартиру, или, по крайней мере, мечтать об этом и планировать, что вот немного встану на ноги – и тогда-то заживу. Собака этого не может! Ну куда она от нас денется? У нее нет никаких способов справиться с этой ситуацией.

В природе собаки занимают достаточно большую по площади территорию. Когда речь идет о квадратных километрах – вопрос «как не столкнуться в дверях лбами» вообще не стоит. Если на такой территории одна собака подходит к другой – значит, она определенно чего-то хочет. Поэтому, с точки зрения собаки, если другая собака не хочет конфликта – ну давай мы разойдемся. Не хочешь расходиться – значит, хочешь конфликта. Как разойтись на 23 кв. м – история при этом умалчивает, но собаке-то этого никак не понять. Да даже если речь идет не о квартире, а об участке. Допустим, у нас вполне приличные 20 соток. Ну сколько там, к примеру, 50 м по длинной стороне. Дистанция оценки и реагирования у собак – это примерно 10 м. То есть, чтобы действительно по-настоящему разойтись и не мозолить друг другу глаза, собакам придется щемиться по противоположным сторонам забора. Очевидно, обстановочка не самая расслабляющая. Знаете, трудно убедить себя в том, что ты не замечаешь другую собаку, когда тебе приходится прикладывать серьезные усилия для того, чтобы ее не заметить.

Понятно, что решить эту проблему мы, как правило, не можем. Не в тайгу же теперь уезжать, если хочешь взять вторую собаку, правда?

Но мы можем постараться максимально сгладить острые углы и помочь собакам расходиться мирно.

Во-первых, собакам нужны укрытия. Особенно нашей старой собаке. Конечно, желательно, чтобы собака воспринимала укрытие именно так, а не как карцер. Укрытие может быть лежаком или матрасиком, но в идеале, конечно, это клетка или домик – чтобы по отдыхающей собаке никто уж точно случайно не проскакал. Также очень важно расположение домика. Он не должен находиться на основных маршрутах, по которым собаки передвигаются. Иначе той собаке, которая идет по маршруту, будет не очень удобно обходить препятствие, а той, что будет отдыхать в укрытии, постоянные пыхтение, цокот и зрелище идущей прямо на нее второй собаки тоже расслабленности не добавят. Приучите собак каждую к своей клетке, чтобы в любой непонятной ситуации они могли бы радостно порскнуть по местам, зная, что там их ожидают вкусняшки и веселье.

Во-вторых, собакам нужно иногда помогать. Вот стоят наши Бобик и Барбос, смотрят друг на друга напряженно. Барбос показывает языком тела: «Чего тебе от меня надо? Чего пришел? Почему ты идешь прямо на меня, что, драки хочешь?» А Бобик недоумевает: «Я всего лишь иду в другую комнату, чего ты выстроился-то? Вот пристал как банный лист, ну точно нарывается, так никакого терпения не хватит!» И если такое происходит, это значит, что срочно нужно вмешиваться и отвлекать собак, пока они не «наговорили» друг другу лишнего. Успокойте и отвлеките ту собаку, которая оказалась на пути второй, а второй помогите пройти мимо по дуге. Избегайте резких движений в сторону каждой из собак. Не ждите, пока собаки «разберутся» сами! Результатом их «разборок» будет ухудшение их отношений и существенное удлинение пути к идиллии.

2. Проблема ресурсов.

Ресурс – это все, что собака может использовать для удовлетворения своих потребностей. Любых. Ну, очевидно, миска с водой, лакомство, миска от еды, погрызушки – это ресурс. Лежак – это ресурс, его собака использует чтобы спать. Игрушки это ресурс. Из менее очевидного: место на диване, где нет сквозняка. Это отдельный ресурс, не равноценный лежаку. Место у двери, откуда хорошо видно весь коридор и все остальные проходы – это тоже ресурс, причем довольно важный. Дверь – это ресурс, через нее можно попасть туда, куда нужно. Место около рабочего стола хозяина или перед телевизором – тоже ресурс. Да чего уж там, хозяин собственной персоной – самый что ни на есть ресурс, собака реализует при помощи нас целую кучу потребностей.

Чем меньше ресурсов доступно собакам – тем больше вероятность конфликта. Проблема ресурсов отчасти связана с проблемой пространства: если можно удовлетворить потребность, не сталкиваясь с другой собакой – можно избежать ссоры.

Классический пример, который я очень люблю – санузел в большой семье. Если в семье прекрасные отношения и свободный график – и то возможно напряжение, когда нескольким людям одновременно понадобилось им воспользоваться. А если отношения не очень? А если всем надо непременно вот прямо сейчас, потому что одним в школу, другим на работу, а третьи просто только что проснулись, терпели всю ночь и поэтому им срочно? Наши собаки тоже часто оказываются в похожей ситуации. Мы с ними позанимались, пообщались, поиграли, собаки хотят пить. Сначала они сталкиваются в дверях по пути к миске, потом у самой миски. Насколько проще будет, если мисок будет несколько!

Та же самая ситуация с лежаками. Думаю, всем очевидно, что лежаков по самому минимуму должно быть не меньше, чем собак. Но в большинстве случаев этого явно недостаточно. По-хорошему, в каждом пространстве, где собаки проводят достаточно времени, у них должны быть комфортные места для отдыха по количеству собак.
Что касается погрызушек и игрушек, с их недостатком есть еще один дополнительный нюанс: если собака получает такие вещи редко (и при этом в целом ими интересуется) – они будут вызывать дополнительный ажиотаж. Любое излишнее возбуждение – это очень легковоспламеняемая почва. Одной искорки напряжения будет достаточно, чтобы холодная война превратилась в горячую. Если же собака получает погрызушки часто, они становятся менее значимыми, поэтому и вероятность конфликта из-за того, что вторая собака зашевелилась на другом конце квартиры, пока первая грызла конг, уменьшается.

Так же, как и с предыдущей проблемой, нельзя пускать все на самотек. Даже если вы предоставите собакам много разнообразных ресурсов, буквально усыплете дом лежаками, игрушками и мисками, это не гарантирует, что собаки просто из-за недостатка места не окажутся случайно над одним и тем же бычьим этим самым. Поэтому первое время, пока вы еще не уверены в том, как именно собаки себя поведут (вплоть до длительности замирания и угла наклона хвоста), обязательно контролируйте процесс использования ресурсов, не позволяйте собакам скакать друг по другу, и помогайте им друг друга обходить.

3. Проблема негативного опыта.

Это, на мой взгляд, самая сложная часть нашего мероприятия. Жилплощадь и миска – это достаточно конкретно, тут можно посчитать и точно выяснить, кому и сколько надо. А эмоции, которые связываются у живых существ друг с другом – это уже какие-то тонкие материи, может и не обязательно на этом заострять внимание? Нет, обязательно. Эмоции и чувства – это то, чем собаки живут. Собака не может подумать: «Ок, пускай он хамоват и в целом неприятен, но хозяин его явно никуда выгонять не собирается, так что придется как-то с этим жить». Зато собака может почувствовать: «Я отдыхаю. Вот он идет. Вдруг наступит? Вдруг прогонит? Мне тревожно. Я начинаю сильно нервничать и не могу больше отдыхать. Теперь я напряженный и нервный стою посреди комнаты как дурак и не знаю что делать. Он прошел мимо, но я все никак не могу успокоиться». Появление другой собаки в итоге становится стимулом, которое вызывает всю эту цепочку воспоминаний в упрощенном виде до «он появился – мне неприятно».

Новой собаке, между прочим, тоже не больно-то хотелось постоянно жить как на пороховой бочке: туда не ходи, сюда не ходи. Для собак первое впечатление очень важно, как и для нас. Если первое, что новая собака узнает о вашем псе, будет его оскал и возмущенное «я тебя не звал, иди отсюда» – вряд ли это станет хорошим началом на пути к дружбе.

Нам может казаться, что это все глупости, что если никто никого не покусал – то это и не конфликт вовсе. Но если «новичок» действительно станет стимулом, который будет вызывать реакцию «мне неприятно», как думаете, какова вероятность, что «старичок» захочет с ним подружиться? Гораздо меньше, чем вероятность, что «старичок» рано или поздно психанет из-за постоянного дискомфорта и нападет на источник дискомфорта, который ни в чем не виноват.

Поэтому я очень рекомендую не пускать все на самотек. Одно неловкое столкновение в дверях – и баланс нейтралитета качнется в сторону неприязни.
Лучше первое время не давать собакам общаться бесконтрольно. Ограничить лучше новую собаку. Это для нас такие абстрактные понятия, как «свобода», «гостеприимство», «справедливость», в конце концов, имеют значение. Для собак это бессмыслица, зато у них есть «привычный образ жизни».

Для новой собаки все в любом случае изменилось, откуда бы вы ее ни забрали. Привычным был приют. Пусть там было плохо, холодно и голодно, но зато понятно и предсказуемо, а это для собаки очень важно. Теперь она попала к новым людям, непонятно почему и зачем, непонятно куда. Для нее все в новинку. Поверьте, она не обидится, если вы ограничите ее перемещения по квартире: для нее это будет просто сложившимся фактом.
Зато у вашей старой собаки есть варианты: все изменится незначительно, отличаться от привычного образа жизни будет только факт присутствия новой собаки и новые развлечения с ее участием… Или все изменилось кардинально, мир рухнул, и непонятно чего теперь вообще ожидать от нового дня. Изменилось, между прочим, сразу, как только появилась эта… Этот… Если связать с каким-то незначительным стимулом важное переживание, то это может закрепиться очень надолго и всерьез. Если нам в щах попадается таракан, возможно, мы больше никогда не захотим есть щи. При том, что щи-то сами неплохие, просто со стимулом «щи» связалась реакция «отвращение» из-за таракана. А новая собака и сама по себе событие довольно значимое.

Поэтому постарайтесь сохранить образ жизни старой собаки без изменений, насколько это возможно – по крайней мере, в сторону больших ограничений и дискомфорта.

Не давайте собакам перевозбуждаться в присутствии друг друга. Особенно это касается взрывных пород, таких как терьеры, буль-энд-терьеры, доберманы, некоторые овчарки и так далее. Сильно возбужденная собака может не заметить сигналы дискомфорта со стороны другой собаки и не суметь вовремя отстраниться и притормозить.

Срочно вмешивайтесь и разводите собак, если видите, что они напряглись и стоят напротив друг друга, как барашки.
Не оставляйте собак наедине без присмотра. Уходя из дома, обязательно разводите собак по разным комнатам или по клеткам.

Конечно, не забывайте о технике безопасности. Если у вас есть хоть малейшее подозрение, что существуют обстоятельства, при которых эти собаки могут подраться – обязательно надевайте на них намордники и не допускайте контактов без намордников. Драка с покусом – это существенно более стойкий негативный опыт, чем просто вопли и удары намордником. Обязательно оставляйте на собаках ошейники, чтобы иметь возможность их поймать и зафиксировать.

Если вам известно про одну из собак, что у нее есть проблемы с агрессией или страхом по отношению к другим собакам – лучше сразу обратитесь к специалисту, чтобы он с учетом особенностей собаки составил план действий по выстраиванию отношений между собаками. То же самое – обратиться к специалисту – рекомендую, если что-то пошло не так и у собак все-таки начались конфликты.

Постарайтесь сами служить собакам примером. Я имею в виду, не напрягайтесь лишний раз. Моим курсантам с ПРО это хорошо знакомо: когда провокатор подходит к собаке, а та вся подается вперед и рычит, первый порыв – строго прогудеть: «Ну-ка нет, даже не думай, сиди тихо», но это никак не поможет собаке успокоиться. А вот похвала и расслабленный язык тела – помогут. Поэтому если видите, что собаки как-то уже контактируют, но не совсем понятно как общение будет развиваться – похвалите их, спокойно и ласково. Для напряженных, как сжатая пружина, собак, ваше резкое «ну-ка прекратите» может прозвучать как «давай уже всыпь ему», причем для каждой из собак.

Эти рекомендации основаны не только на теории и опыте коррекции клиентских собак, но и на моем личном опыте: я вот прямо сейчас, как вы знаете, нахожусь в процессе адаптации молодой собаки в семье с пожилым сварливым псом. Зная этого пса – спасибо моей профессии и учителям, что я знаю то, что знаю. Если бы не выполнение всех этих правил – была бы у меня сейчас недоумевающая Фасолька, обнаружившая, что ее окружают злобные неадекваты (точнее один конкретный), и раздражительный тревожный Айн, постоянно провоцирующий конфликты, а на деле – пытающийся как-то выплеснуть напряжение и спасти остатки личного пространства. А так – вот, пожалуйста, тусуются себе спокойно вместе и в ус не дуют. Кстати, Уж стал гораздо спокойнее и расслабленнее в присутствии других знакомых собак после появления Фасоли.

Но это уже совсем другая история.

Кадр из фильма «Тайная жизнь домашних животных», Illumination Entertainment

Оставьте комментарий