Дарящие надежду

РЕШЕНИЕ КС ПРИОТКРЫЛО ДВЕРЬ В УБИЙСТВА

Мы ждали этого дня целый месяц. Кажется, что даже споры зоозащитников и сторонников убийства прекратились на время. Мы были почти спокойны. Не сомневались, что КС вынесет правильное, справедливое и конституционное решение. И вот, прямая трансляция заседания суда, и вот он, приговор.

Честно говоря, у меня вчера не было душевных сил написать пост о решении КС. Весь день созванивались, переписывались, читали, обсуждали, что-то писали. Настроение в сообществе было возбужденное и… опустошенное. Потому, что после решения КС все осознали, что, практически, нам придётся начинать всю работу сначала.

Итак, что же мы услышали в решении КС:

«К числу причин для умерщвления животных без владельцев не могут быть отнесены основания, связанные исключительно с соображениями рационализации, например, с загруженностью приютов для животных либо с оптимизацией бюджетных расходов на эту деятельность. Умерщвление животных без владельцев в подобных случаях означало бы отступление от имеющих конституционный характер гуманистических начал в регулировании обращения с животными и от целей обращения с ними, было бы по сути отказом органов публичной власти от исполнения своих функций».

Вроде бы хорошо. А дальше идёт, что применение данной меры (умерщвление) возможно, если конкретное животное «совершило нападение на человека или проявляет немотивированную агрессивность, либо является носителем возбудителя опасной болезни». Умерщвление также допустимо в случаях необходимости прекращения непереносимых физических страданий животного.

Такое регулирование, как отметил Конституционный Суд, не может расцениваться как неприемлемое. Во всех иных случаях применение данной меры может считаться оправданным только, если оно продиктовано «сложившейся в регионе экстраординарной ситуацией, связанной с необходимостью обеспечения безопасности граждан от нападений животных или от распространения опасных для человека болезней, и только когда организация любых других мероприятий объективно не может привести к разрешению этой ситуации». Возможность умерщвления животных по такому основанию может «носить сугубо временный характер. При этом должен предусматриваться разумный срок и условия для возможности обнаружения животного его владельцем».

Итак, судя по тому, что мы услышали, это решение КС далось непросто. Очевидно, что были споры и, возможно, попытки давления со стороны регионов, настаивающие на узаконивании убийств животных. Не утверждаю! Только предполагаю. В его решении есть и отсылки к гуманным принципам, соблюдения 498 ФЗ и… новые размытые формулировки, которые непонятно, как трактовать.

Что такое «немотивированная агрессивность», «опасные заболевания», «экстраординарная ситуация»?

«Немотивированная агрессивность» (или агрессия) – не имеет чёткого обозначения! У каждого оно своё. Лает собака – проявляет немотивированную агрессию. Ткнули палкой, залаяла – проявила немотивированную агрессию. Значит, данный термин – открытая дверь в убийство.

«Опасные заболевания» – это какие именно? Точно знаем, что некоторые регионы уже расширили список «опасных заболеваний» и внесли в них всё, чем только может заболеть собака или кошка. Вплоть до лишая! А что, когда-то в нашей стране убивали кошку, больную лишаем? Значит, этот термин – тоже открытая дверь.

«В целях общественной безопасности» – что именно под этим подразумевается?

«Оснований для умерщвления животных без владельцев, размещенных в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, предполагают, что…». Что такое пункты временного содержания? Каков их статус? Где нормативы для строительства и содержания этого места? Ничего этого нет. Потому что ПВС – это то, чего НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИКОГДА! Поэтому, что у него только один статус – место, где животное проживет очень мало. И, поскольку в регионе отказались строить приюты и отпускать животное назад, дорога ему только на тот свет. Но КС не счёл открытие ПВС антизаконным и антиконституционным, и антигуманным.

Вот, собственно и всё, что мы должны были уяснить о решении КС. Что же делать дальше?

Работать! Налаживать контакты с администрациями и властями регионов, писать письма и обращения, искать новые возможности, чтобы вовлекать в процесс власть имущих, добиться таки, чтобы они пересмотрели своё отношение к вопросу о бездомных животных. Работать с населением, рассказывать и показывать им, что собака – не людоед, и проблема не в ней. Приучать детей к ответственному обращению к животным. Аргументированно, с фактами и научным заключением объяснить всем, что понятия «немотивированная агрессия» не существует! Ну, и, как прежде, спасать собак и кошек с улицы. В общем, делать всё то, что мы делали эти годы.

Но, вы знаете, вчера прилетела такая вот цитата: «состояние зоозащитного общества, остающегося раздробленным, конфликтным, а потому никем в качестве силы, заслуживающей внимания, не рассматриваемого»… Вот она резанула даже больнее решения КС.

Поэтому я обращаюсь ко всем коллегам – сотрудникам фондов и приютов, ко всем волонтерам, ко всем сочувствующим. Пожалуйста, давайте сосредоточимся не на том, что кто-то не так спасает, не на том, что я умнее и опытнее, а он выскочка и тупой, а на том, что нас очень много и мы должны идти к цели вместе, уважая друг друга. Если объединить наши ресурсы, наш опыт, то мы могли бы сделать ещё больше, чем то, что делаем по одиночке. И помните – сторонникам убийства животных очень выгодна наша разрозненность, наши скандалы, после чего они называют наш «зоошизой». Давайте их неприятно удивим!

С уважением,

Светлана Сафонова,

Директор БФ помощи животным «Дарящие надежду»