Дарящие надежду


http://www.mk.ru/daily/newspaper/article/2012/11/23/778394-a-kot-i-nyine-tam.html

«МК» продолжает войну против коммунальщиков, по чьей вине мурлыки обречены умирать в подвалах
Конфликт зоозащитников и столичных коммунальщиков, которые закрывают продухи в подвалах домов вместе с кошками, вышел на новую стадию. Писала о нем и наша газета («Несчастней кошки зверя нет», «МК» от 29 сентября с.г.).  Но все публикации и обращения неравнодушных граждан — что слону дробина. До наступления суровой зимы остаются считаные дни, а москвичи по-прежнему наблюдают у своих домов душераздирающие картины. На сыром асфальте, под холодным пронизывающим ветром и моросящим дождем, пытаются выжить бездомные кошки, много лет исправно служившие горожанам верой и правдой и спасающие их жилье от нашествия крыс и мышей. Раньше у них было свое убежище — они ютились в подвалах домов, пока столичные коммунальщики не решили замуровывать вентиляционные продухи, обрекая усатых-полосатых на верную гибель. Корреспондент «МК», пообщавшись с зоозащитниками и горожанами, попытался выяснить, что движет оголтелыми работниками ЖКХ и реально ли положить этой войне конец.
Ирина Космовская, представитель Международного благотворительного фонда помощи животным «Дарящие надежду», настроена пессимистично:— Ничего не изменилось — кошек как замуровывали в подвалах, так и продолжают замуровывать. В зоозащитные организации постоянно поступают жалобы от горожан, которые возмущаются жестокостью коммунальщиков, обрекающих животных на гибель. А со стороны столичных властей никакой реакции нет: последний раз они «высказались» по проблеме информационным письмом от конца августа, которое заместитель руководителя департамента ЖКХ Антон Велиховский разослал всем заместителям префектов московских округов. Его посыл был прост: продухи (вентиляционные отверстия, ведущие в подвалы. — Прим. авт. ) нужно закрывать аккуратно и постепенно, а кошек помещать в приюты. В итоге приютов практически нет, продухи заделываются намертво, а кошки погибают от холода на улицах или в подвалах, где оказываются замурованными без еды и воды. За животных все чаще заступаются сами москвичи, которые вручную открывают подвалы и спасают кошек; таких пока немного — гораздо больше пожилых людей, которые в шоковом состоянии обращаются в самые разные городские инстанции, в ужасе от происходящего. Понять логику коммунальщиков трудно: они объясняют свои действия тем, что тепло в подвалах нужно сохранять, закрыв в них все продухи. Фактически же они обеспечивают комфортное жилье для крыс, мышей и прочих вредителей, которые по трубам спокойно пробираются в теплые «апартаменты», где им ничто не угрожает (ведь кошек там уже нет), а оттуда отправляются «путешествовать» по квартирам жильцов… 
Вообще, строители — люди умные и ничего просто так не стали бы закладывать в проекты огромных московских многоэтажек. Продухи в их подвалах — очень важный элемент конструкции: во-первых, они обеспечивают вентиляцию помещений, а это не дает скапливаться сырости и заводиться грибку. Во-вторых, они не дают газу заполнять подвалы; если же все продухи закрыты, это может быть чревато возгоранием или даже взрывом в доме. Ну а в-третьих, бывают случаи, когда в порыве «особого» рвения коммунальщики замуровывают даже пожарные вентили — и это, что называется, «без комментариев». Так что же движет сотрудниками департамента ЖКХ, столь усердно нарушающими все санитарные нормы и фактически убивающими ежедневно множество бездомных кошек?
Представитель одного из московских зоозащитных движений, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что одной из причин бездумных действий коммунальщиков может быть, по слухам, негласное распоряжение столичных властей — якобы все продухи в подвалах жилых домов должны быть закрыты для борьбы с террористами:
— Смысл в том, что если вентиляция в подвалах будет открыта, то через нее могут пробраться злоумышленники и заминировать здание, или попросту забросить в его подвал бомбу. То, что во многие московские подъезды можно свободно зайти с улицы, что чердаки и подвалы часто арендуют какие-то непонятные компании, никого особо не волнует. Мой сосед, большой полицейский начальник, рассказывал, что полиция должна строго следить за тем, чтобы все продухи в подвалах были наглухо замурованы, и чуть ли не принуждать к этому управляющие компании и прочие ЖЕКи и ДЕЗы…
Наталья, зоозащитница из столичного района Митино, поведала о другой возможной причине ненависти коммунальщиков к бездомным кошкам:
— Все дело — в политике управляющих компаний. С некоторых из них берут огромные штрафы — вплоть до 500 тысяч рублей, если хотя бы один продух в подвале остается открытым.
Если ответ на вопрос «почему» — все еще загадка, то как коммунальщики замуровывают подвалы, москвичи давно уже могут наблюдать воочию. Участники зоозащитного форума «Пес и Кот» рассказали, что обычно закрытие продухов начинается с установки картонных заглушек или тонкой сетки. Когда жильцы домов слышат из подвалов жалобное мяуканье — это кричат о помощи кошки, оказавшиеся в ловушке, — те из них, кто посмелее, вручную открывают продухи и освобождают зверьков. Потерпев поражение, коммунальщики идут на более крутые меры и устанавливают железные решетки на продухи. В этом случае защитники животных и те из жильцов, кому небезразлична судьба несчастных кошек, берутся за «тяжелую артиллерию»: в ход идут гидравлические ножницы, автомобильные домкраты и сварочные карандаши. Самые брутальные защитники зверьков из сильного пола вообще прицепляют решетку тросом к своему автомобилю и, вдавив в пол педаль газа, с грохотом открывают подвалы, смачно послав при этом работников сферы ЖКХ куда подальше. Так вызволяют тех усатых-полосатых, кто попал в ловушку, или дают возможность укрыться от непогоды выброшенным на улицу зверькам. По разным причинам такие преграды не всегда удается полностью устранить, но попавшим в ловушку кошкам, по крайней мере, можно приносить еду и питье или проделать для них в заглушках небольшой лаз. Однако порой оголтелые коммунальщики идут на совсем уж радикальные меры и закрывают изнутри все продухи в подвалах двойными листами оцинкованного железа или вообще наглухо закладывают кирпичом или заливают бетоном. Те кошки, которые остаются в подвале, при этом неминуемо погибают от голода и жажды, а зверьки, оставшиеся на улице, оказываются на краю гибели из-за холодов.
— Кошки — это домашние животные, для существования им нужно тепло, — рассказывает Ирина Космовская, — владельцы усатых-полосатых знают, что в холода они забираются поближе к батареям, сворачиваются клубком, закрывают нос лапками. Если поздней осенью или зимой зверьки оказываются на улице, то сразу же начинают искать, где бы согреться, — это могут быть канализационные люки, батареи, машины… И стараются быть ближе к людям, ища у них укрытия. Бывают очень трагичные случаи, когда кошка, уснувшая под машиной, не успевает проснуться, когда водитель садится в автомобиль и начинает движение, — это часто приводит к гибели животного. Или маленький, глупый котенок забирается прямо в двигатель какого-нибудь грузовика, чтобы укрыться от холода, — и не успевает сообразить, что делать, когда мотор начинает работу… Я сама была свидетельницей душераздирающей картины, когда котенок, оказавшийся зимой выброшенным на улицу, полз по снегу к Ленинградскому шоссе. Он был в жутком состоянии, жить ему оставалось не больше 10 минут, но он искал помощи и пытался попасть поближе к людям. Весь ужас заключался в том, что шерсть у него была белого цвета, и прохожие не замечали его на таком же белом снегу…
Что же делать тем, кому небезразлична судьба мурок и барсиков и кто стал свидетелем жестоких действий сотрудников ЖКХ? Зоозащитники говорят, что самое главное — это не сидеть, сложа руки. Даже многие представительницы слабого пола своими руками открывают продухи и спасают кошек, рискуя нарваться на административное наказание, но если такой возможности нет, нужно обращаться с жалобами во все возможные инстанции — от управляющей компании до прокуратуры. В конце концов, уголовную ответственность за жестокое обращение с животными еще никто не отменял. Но даже добившись открытия в подвале одного или нескольких продухов, нужно проверить, насколько добросовестно коммунальщики выполнили предписание «сверху»: порой бывают случаи, когда единственный открытый продух оказывается недоступен для животного или находится слишком высоко, так что допрыгнуть до него может лишь кошка-каскадер.
Алексей Стейнерт

Оставьте комментарий